02.06.2005 - День Иерусалима
28 ияра по еврейскому календарю мы отмечаем День освобождения Иерусалима в Шестидневной войне. В этом году по солнечному календарю эта дата выпала на 6 июня. Интернет-обозревателю еврейской газеты сам Бог велел отметить это событие прогулкой по сайтам, рассказывающим об израильской столице. Но тут есть закавыка, и не одна.
Во-первых, о ресурсах, так или иначе посвященных Иерусалиму, я писал неоднократно. Во-вторых, как выясняется, в частности, из того же Интернета, далеко не все считают Иерусалим еврейской столицей, а дату его воссоединения, празднуемую нами, некоторые считают датой оккупации исконно арабских земель. Но обо всем по порядку.
Начну с собственного сайта. И не потому, что своя рубашка ближе к телу. Для еврея, если он только не объелся "бейлины" от разных творцов "нового Ближнего Востока", Иерусалим ближе рубашки, ибо это корень его самоидентификации в здешнем мире. Просто сайты - предмет данной рубрики. Гуляя по ним, я продолжаю учиться, учиться и учиться, как завещал великий Ленин, и знакомлю с плодами собственного просвещения вас, моих спутников.
Выясняя, что же и сколько я написал за эти годы об Иерусалиме и его следах во Всемирной сети, я наткнулся на одну особенность поисковика Google (http://www.google.com), на которую раньше не обращал внимания. В ответ на запрос по слову "Иерусалим" в специальном окошке на моем сайте Google сообщил, что у меня есть 15 статей, где оно упоминается. И выдал их список. Оказалось, что в нем нет тех статей, о которых я точно знаю, что они "про это". Повторил поиск с помощью "Рамблера". Кстати, вы помните, что с помощью расширенного поискового окна на этом сервере, где в соответствующее поле вводится имя нужного сайта, можно ограничить поиск именно данным ресурсом? "Рамблер" выдал 55 результатов, что ближе к истине. В чем же дело? Просто Google ищет слово исключительно в заданном падеже, в данном случае он использовал именительный. А у меня, оказывается, были статьи, где хотя речь и идет об Иерусалиме, но само это слово ни разу в именительном падеже не фигурирует. Такая вот непредусмотрительность.
Конечно, не все 55 статей рассказывают о сайтах про Иерусалим, в некоторых он просто упоминается. Но даже если таковые отбросить, то останется не так уж мало. Можете, если заинтересуетесь предметом, повторить этот поиск вслед за мной. А я продолжу путешествие. Хотя бы потому, что статья, где упоминался официальный сайт иерусалимского муниципалитета, в мой "Архив" не попала, ибо написана до того, как я обзавелся этим самым "Архивом". К тому же муниципальный ресурс с тех пор обновился и обзавелся страницами на языке, на котором мы с вами тут общаемся. К ним мы еще вернемся, а пока еще об одном русскоязычном сайте, тоже упомянутом мною когда-то ("Осторожно - дезинформация", 20.06.2002).
Речь идет об Интернет-ресурсе Палестинского информационного центра. Он за минувшие три года тоже обновился, но суть - дезинформация - осталась. Можете в этом убедиться, посетив хотя бы раздел, посвященный именно Иерусалиму. Копаться я в этом не буду, приведу только одну достаточно большую цитату со страницы "Историческая и религиозная география":
"В XII веке до н. э. племя израильтян напало на землю Ханаанскую. Им противостояло племя арабов-ханаанцев, которое утвердилось в Иерусалиме и на окружающих город холмах с незапамятных времен, по крайней мере за два столетия до израильтян. В те времена Иерусалим был известен под названием "город Йубуса" по имени вождя племени ханаанцев. Когда же в 997 г. до н. э. город захватили иудеи под командованием Давида (мир ему), город стал называться "Городом Давида" и стал его столицей.
Однако название "Город Давида" оставалось недолго, и он вновь стал называться "Уршалим" (это название фигурирует в абзаце, который я тут не цитирую. - В. Л.). Несмотря на политическое влияние иудеев, которое продолжалось не более 73 лет, персы, греки и римляне, последовательно господствовавшие над городом, продолжали называть его "Уршалим", что является, как мы уже упоминали, искажением арабского ханаанского названия...".
Вот так. Для сведения почитателей Аллаха, какими представляют себя авторы Палестинского информационного центра, небольшая цитата из их священной книги Корана:
"Вот сказал Муса (как известно, так Коран называет еврейского вождя и пророка Моше или Моисея. - В. Л.) своему народу: "...О народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предначертал вам, и не обращайтесь вспять, чтобы не оказаться вам потерпевшими убыток" (5:23, 24).
И это не единственное место, где мусульманам дается недвусмысленно понять, что именно "сынам Исраила" (так называет евреев Коран) предназначена земля, которую многие народы мира называют Святою.
Для тех, кому Коран не указ, но кто не готов считать сведения, размещенные на сайте Палестинского информационного центра, истиной в последней инстанции, рекомендую два источника.
Один, "Чей же все-таки Иерусалим?", хотя и размещен на сайте горских евреев, приводит сведения из книги В. И. Королева "Битва за Иерусалим и ядерный Армагеддон". Еще одна небольшая цитата, в которой есть свои закавыченные ссылки:
"Сегодня подавляющее число жителей Иерусалима даже и не подозревает, что до 1917 г., то есть до прихода англичан, в Иерусалиме (имеется в виду Старый город. - В. Л.) не существовало арабского квартала. Были "еврейский, армянский, христианский и смешанный кварталы"... "Хотя в 1914 г. 70% жителей смешанного квартала составляли евреи, англичане из политических целей переименовали его в арабский квартал". Фактически именно англичане изгнали из "арабского" квартала евреев под тем предлогом, что не смогут их защитить от мусульман...".
Не напоминает ли вам это кое-что из новейшего времени, когда евреев тоже хотят кое-откуда выселить, в частности и под тем предлогом, что их нельзя защитить от арабов, страстно жаждущих мира?
Второй источник - это книга М. Шкловской и И. Лурье "Иерусалим. История и современность", созданная к 3000-летию израильской столицы. С материалами ее можно познакомиться здесь, на страницах принадлежащих информационному центру "Middle East - Ближний Восток".
Ну а мы с вами сейчас возвращаемся на сайт иерусалимского муниципалитета, точнее, на его основную русскоязычную страницу. Тут тоже имеется раздел, посвященный истории Иерусалима, ссылку на который вы найдете в меню, расположенном сверху, рядом с названием сайта на фоне стилизованного рисунка, напоминающего об иерусалимском камне, облицовывающем с давних пор стены этого города. Здесь, в частности, приводится дата, когда арабы действительно впервые появились в этом городе: "В 637 г. Иерусалим захватили арабы-мусульмане, они построили Наскальный Купол (мечеть Омара) на месте Храма Соломона". Надолго ли? Читаем: "Крестоносцы владели городом с 1099 до 1187 года, и были изгнаны оттуда Саладдином. Затем власть захватили мамлюки. В 1517 году они были выгнаны, и Палестина стала частью Оттоманской империи". Как нам хорошо известно из истории, ни крестоносцы-христиане, ни мамлюки, воины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов (само слово "мамлюк" по-арабски означает "невольник"), а позже захватившие власть в Египте и Сирии, ни турки-мусульмане арабами не были...
В главке "Современный Иерусалим" мы видим весьма краткий, но веротерпимый рассказ о трех монотеистических религиях, центром которых считается Иерусалим, и о их здешних главных святынях. Сравните это с тем полным пренебрежением, с каким относятся к другим религиям на сайте Палестинского информационного центра (вплоть до утверждений, что, например, Стена плача - это вовсе не то, за что ее принимают евреи, а некий осколок от очередного мусульманского сооружения). И вы поймете, что положение, при котором евреи не имели доступа к своей святыне в те почти два десятка лет, когда Восточный Иерусалим был под пятой Иордании, - отнюдь не случайность...
В том же разделе имеется страница "Карты Иерусалима различных эпох", от 1486 до 1905 года.
Раздел "Туристические места Иерусалима" - поисковик. В нем три поля: "Введите слово или часть слова" (рядом имеется даже виртуальная клавиатура для тех, у кого на реальной нет кириллицы), "Выберите категорию" (ее нужно взять из раскрывающегося списка), а также "Показать ... страниц", число которых вы можете выбрать сами из двух опций - 10 и все страницы. Рядом мы видим "страницу дня". Когда я писал эти строки, она рассказывала о мельнице в Рехавии (не путать ее со знаменитой мельницей Монтефиори, к которой водят всех туристов!). Тут даются краткое описание достопримечательности, ее адрес и фрагмент карты-схемы города, где достопримечательность расположена. Карта - с названиями на английском языке. С ним-то как раз разобраться можно, даже те, кто английского не знает, учили когда-нибудь язык, основанный на латинице. Но вот понять, где находится вышеназванная мельница, я бы не смог, если бы не проходил каждый день мимо здания, за которым она расположена, когда год с лишним работал в иерусалимском музыкальном издательстве, располагавшемся (мир его памяти!) поблизости. Иди знай, что буква "Н" (английская "эйч") обозначает то самое, что тебе нужно. Да еще при том, что неподалеку виднеется еще одна такая же буква!
Если щелкнуть по карте, появится схема всего района, где мы в данный момент находимся. А вокруг нее - стрелочки, с помощью которых от данного места можно передвигаться по Иерусалиму в разные стороны. С помощью надписи Zoom Out вы обретаете инструмент для уменьшения масштаба карты, а чтобы увеличить его, нужно кликнуть по тому месту карты, которое вас интересует. К сожалению, выхода за пределы этой страницы нет, заблаговременно позаботьтесь, чтобы она открылась у вас в отдельном окне.
Имеется на сайте еще и раздел "Туризм в Иерусалим" (не очень ловко сказано!). В меню слева, под знакомым нам уже пунктом "Туристические места", - "Виды Иерусалима", или "Иерусалим в фотографиях". Расположенные вокруг заголовка на открывшейся странице надписи "Святые места", "Сады", "Старый город" и т. д. - не ссылки. Это перечисление того, что можно тут увидеть. Но как?
Воспользуйтесь расположенным ниже поисковым полем "Выберите категорию", опять-таки из предлагаемого раскрывающегося списка. Выбрав, нажмите на расположенную рядом кнопку "Поиск". И получите фотографии. Каждая увеличивается, давая хоть и не очень большое изображение, но довольно сносного качества. А вот навигация тут оставляет желать лучшего. Мало того, что немалое количество фотографий не подписано, так еще и передвигаться приходится вслепую, ориентируясь только на буквы латинского алфавита. Ибо названия, хотя мы и находимся вроде на русскоязычной странице, даны только по-английски. Как будто Иерусалим еще не только не освобожден, но и не пережил времена британского мандата...